Как воспитать ребенка независимой личностью?
Вопрос:
Я не хочу, чтобы мой ребенок вырос безвольным, зависимым от окружающих, безответственным человеком. Что нужно сделать, чтобы мой сын стал инициативной и целеустремленной личностью? Екатерина, 29 лет.
Ответ:
Все хотят иметь послушного ребенка – ведь это так удобно! Поэтому малыш постоянно слышит о том, что хорошие дети должны всегда слушаться взрослых.
«Мы лучше тебя знаем», - вот девиз, под которым хоронятся детская инициатива и стремление к самостоятельности. Ребенок, который привык, что целый легион родственников думает и решает за него, вырастая, продолжает жить по чужой указке, может легко превратиться в объект манипулирования со стороны кого бы то ни было. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым и почти все думают, что знают, как его сделать таким. Но они забывают, что хотя это и их ребенок, он все же неповторим, как и каждый из нас. Он обладает уникальным темпераментом, потребностями, интересами. Поэтому только он сам может знать, что для него лучше.
И если мама с папой из самых добрых побуждений решат устроить его жизнь, то ребенок не станет счастливым, ведь это будет не его жизнь, а чужая и за ее внешним благополучием будет скрываться глубокая неудовлетворенность своей судьбой. Кроме того, вмешательство родителей в дела ребенка часто приводит к возникновению у него заниженной самооценки и неуверенности в себе. Ведь они невольно дают ему понять, что «он не может справиться сам», и ребенок начинает чувствовать, что в него не верят.
Нужно с самого детства уважать мнение ребенка. Большинство родителей этого не понимают и стараются навязать малышу собственные взгляды. «Я хочу купить эти штаны!» - говорит сын матери и показывает на брюки, от одного цвета у которых у женщины подскакивает давление. «Ты что? Это же слишком яркие брюки, как они могут тебе нравиться?! Давай возьмем лучше эти», - говорит она и берет с прилавка скромные серые штанишки. «Они не красивые», - возражает мальчик. «Смотри сколько здесь карманчиков, а какая замечательная застежка. Правда, хорошие брюки?» - щебечет мама. «Да», - соглашается мальчик, хотя раньше он думал иначе. Вскоре ребенок понимает, что иметь собственное мнение бесполезно. Если оно не совпадает с мнением старших, какой в нем толк?
Взваливая на себя проблемы детей, родители оказывают им медвежью услугу. Они лишают их возможности учиться на собственных ошибках и воспитывать в себе чувство ответственности. В конце концов таким мамам приходиться решать проблемы своего уже тридцатилетнего «малыша», а это не может не тяготить.
Между тем ответственное поведение напрямую связано с количеством решений, которые приходиться принимать. Чем чаще им приходится это делать, тем ответственнее они становятся. С чувством ответственности в детях растет и самоуважение. Те из ребят, которые вырабатывают в себе позицию «Я, наверное, могу найти собственное решение», успешно идут по жизни. Психологи выяснили, что такие дети лучше приспосабливаются к жизни. Они с интересом учатся, хорошо ладят с окружающими, легче переживают тяжелые минуты. Они лучше противостоят алкоголизму, наркотикам и другим врендным привычкам, легче находят свое место в жизни.
Почему же так важно предоставлять детям право выбора?
Во-первых, варианты выбора дают им возможность совершать ошибки и учиться на их последствиях. За каждым неправильно сделанным выбором следует наказание, но не со стороны родителей, а со стороны окружающего мира.
Во-вторых, наличие выбора создает ситуации, в которых дети вынуждены размышлять. У них есть варианты, которые необходимо обдумать и из которых нужно выбирать единственный, а это очень хорошо развивает умственные способности.
В-третьих, предоставляя право выбора, родители дают детям почувствовать, что они верят в их способности самостоятельно мыслить, а это развивает в них уверенность в себе.
Раздумывая над вариантами выбора и неся ответственность за самостоятельно принятые решения, малыши готовят себя к принятию серьезных решений в будущей взрослой жизни. И в этом Вы можете ему помочь.
Чаще предоставляйте ребенку право выбора. Самые первые попытки выбора малыш делает уже с девяти месяцев. Купая ребенка в ванночке, отец может дать ему такую возможность, спросив: «Ты уже хочешь вылезти, или еще чуть-чуть посидишь в воде?». Отец передает право контроля над этой ситуацией самому ребенку. Малыш постарше может сам выбирать, какой дорогой идти в магазин или что нарисовать в подарок бабушке. Десятилетние дети способны сами распоряжаться карманными деньгами, а семнадцатилетние подростки – самостоятельно принимать решения, практически, по любому касающемуся их вопросу.
Уважайте мнение ребенка, даже если оно, на Ваш взгляд, ошибочно. Вместо того чтобы навязывать свою точку зрения, чаще задавайте вопросы типа: «А как ты сам думаешь?», «Почему ты думаешь именно так?». Если есть хотя бы один шанс из десяти, что Ваш ребенок сможет справиться с чем-то сам, не вмешивайтесь. Перед ребенком каждый день встает множество проблем: как не опоздать в школу, идти туда вообще или прогулять уроки, терпеть ли издевательства от сверстников или противостоять им и т.д. Решать большинство из них он должен самостоятельно.
Реагируйте на ошибки детей с сочувствием. Когда дети попадают в неприятные истории, мы часто злимся на них и хотим наказать. В следующий раз, прежде чем рассвирепеть или, наоборот, с головой уйти в проблему ребенка, попробуйте произнести одну из следующих фраз: «Это ужасно! Как же ты собираешься поступить?», «Надо же, какая неприятность. Но я тебя знаю и уверена, что ты что-нибудь придумаешь», «Не может быть! Как же ты собираешься выходить из положения?».
Чтобы добиться от детей желаемого поведения, НЕ обязательно отдавать им приказания. Лучше высказывать свои требования и пожелания словами, предоставляющими выбор. Сравните: «Немедленно убери свою комнату!» и «Ты уберешь свою комнату сегодня утром или днем?»; «Доедай свой борщ!» и «Можешь съесть свой борщ или подождать ужина – возможно, он понравиться тебе больше»; «Быстро ложись спать» и «Ты ляжешь спать сейчас или после того, как я почитаю тебе сказку?». Когда мы предоставляем ребенку право принимать решения, у него нет причин злиться и бунтовать. Никто не думает и не решает за него, а ограничение нами уже установлено.
Источник: Книга "Диалог с психологом - бальзам для душевных ран".
Автор: Федоровых Татьяна Иосифовна, Галицина Инна Владимировна.
|
Чтобы стать умным и значимым, есть два пути: первый — набираться ума, второй — регулярно делать идиотов из окружающих.
Пустое время можно занять делами, а можно развлечениями. Нормальный, то есть ленивый и отягощенный неврозами человек безошибочно выбирает второе, во время развлечений решая свои душевные проблемы.
Психолог: Н.И.Козлов.
Вы можете обставить человека со всех сторон каменными стенками — но какой силой вы можете заставить свободного человека поместить эти стенки в его мир?
Психолог: Н.И.Козлов.
К целям — стремятся, а среди своих ориентиров я просто живу.
Психолог: Н.И.Козлов.
Здоров не тот, кто лечится, а тот, кто умеет быть здоровым.
Психолог: Н.И.Козлов.
Зачастую душевная драма детства настолько глубоко загнана внутрь, что человек вполне способен сохранять иллюзорные представления о своем якобы счастливом детстве.
Психолог: Алис Миллер.
Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми.
Психолог: Алис Миллер.
Приспособление ребенка к родительским потребностям зачастую приводит к превращению ребенка в «псевдоличность». Развитие ложного Я ребенка позволяет родителям обрести столь недостающее им чувство уверенности в себе.
Психолог: Алис Миллер.
Каждый взрослый человек имеет в своей душе тайную каморку, где хранятся реквизиты драмы собственного детства. Его дети – единственные, кто беспрепятственно могут войти туда.
Психолог: Алис Миллер.
Ребенок в силу своей одаренности развивает в себе те качества, которые в нем хочет видеть его мать, что в этот момент фактически спасает ребенку жизнь (под которой он понимает любовь родителей), но, возможно, будет потом ему всю жизнь мешать быть самим собой.
Психолог: Алис Миллер.
Стремление к величию неизменно приводит к депрессии.
Психолог: Алис Миллер.
Алкоголиками и наркоманами очень часто становятся люди, которым в детстве не позволяли ощутить всю полноту собственных чувств. Они прибегают к алкоголю или наркотикам, чтобы хоть на какое-то время вернуть утраченную интенсивность переживаний.
Психолог: Алис Миллер.
Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх.
Психолог: Алис Миллер.
|
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
Внимание!
Где бы Вы ни находились,
в любое время дня и ночи
Вы можете позвонить
по номеру и получить
помощь и защиту!
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
8-800-2000-122
(не берут трубку -
это неполадки на линии
звоните - Вам ответят!!!)
Круглосуточно.
Звонки бесплатные,
как с городских, так и
мобильных телефонов по всей России.
Еще телефоны доверия для детей и взрослых >>
|
Метафизические причины болезней по Луизе Хей
Проблема:
Головные боли
Вероятная причина:
Недооценка себя. Самокритика. Страх.
Новый подход:
Я люблю и одобряю себя. С любовью смотрю на себя. Я в полной безопасности.
Читать далее >>
|
|
|